Буквальный челлендж 2025
Буквальный челлендж — созданное в 2024 году мероприятие, суть которого состоит в отрисовке и публикации букв кириллического алфавита по одной каждый день, в сумме 33 дня подряд. Полученный таким образом алфавит необходимо оформить в кейс на DProfile; кейс и отдельные буквы в нём будут оценены профессионалами шрифтовой и дизайн-индустрии, лучшие получат призы, а главное, внимание коллег и (потенциальных) заказчиков.
За пару месяцев до начала челленджа в Москве проходило празднование Дня славянской письменности и культуры. На одной из площадок я впервые попробовал себя в славянской каллиграфии плоским пером и так проникся, что других вариантов, в каком стиле создавать шрифт, и не осталось. То, что это будет цельный шрифт, а не иллюстрации на заданную тему, я понял ещё в прошлом году, когда на неделю мог в конкретной букве закопаться. Из инструментов у меня по классике только Фигма, но с прошлого года в неё было добавлено сразу несколько ценных функций — и есть ощущение, что в работе я применил их все (к сожалению, мне за эту лесть не платили).
Источники вдохновения

Киприановская Лествица, 1387 год

Изборник Святослава, 1073 год


Пересопницкое Евангелие, 1561 год, и Четвероевангелие Феодосия, 1507 год
В процессе перелистывания электронных изданий разных славянских рукописей пришла идея показать плавную вязевую эволюцию, перейдя условно от буквы в рамках «системы трёх палочек» к резной богато украшенной буквице. О палочках в своем курсе хорошо рассказывает Виктор Пушкарёв (статья в ВК), примеры буквиц есть выше. Да и здесь палочек насыплю, что, зря делал, что ли?

Накидал кистью в той же Фигме первый набросок, выглядит... ну, набросочно, конечно. Непосредственно перед началом челленджа уже из контуров собрал что-то вроде логотипа на основе буквиц из рукописей, чтобы уже точно от своих намерений не отступить.
По иронии судьбы именно в этот день Телеграм, где положено публиковать материалы по челленджу и делиться ими в особый публичный чат, запретил мне пользоваться публичными чатами — дескать, я спамер и мешаю гражданам жить. Видимо, кто-то из тех, с кем мы периодически ругались в комментах, тщательно на меня нажаловался...
Кстати, ҂ВКЕ в переводе — 2025.


Процесс работы
Дальше закипела работа по созданию какой-то конкретной структуры для букв. Зарождавшихся шрифтов вместо четырёх стало три, поначалу они имеют рабочие названия Сева, Всеволод и Всеволод Мстиславич, от последнего во избежание путаницы чуть позже останется только отчество.
«Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак» © Конёк-Горбунок
Сева создавался из максимально простых элементов — палочек и автоматических Фигменных (хах) скруглений углов. Что характерно, в итоге именно «старший», как по мне, вышел наименее стройным и удачным — и вряд ли дело в углах. В случае Всеволода в ход пошли нормальные кривые Безье с усами и всем прочим и даже ноу-хау в виде переменной ширины контура. Мстиславич же основную форму «донашивает за средним братом», от себя добавляя то ромбик (или бриллиант, как мне, да и ему, больше нравится думать), то какие-то шипы-палочки, то ещё чего. Модник, в общем.



Структура есть, пора творить! Или клепать...






Периодически, чтобы совсем не закиснуть (ну и лишнее промо никому ещё не вредилось), участники челленджа публиковали коллажи из уже созданных букв — кто каждые 4, кто каждые 9, чтобы в квадрат хорошо собиралось. Я же проленился, а уже постфактум нашёл себе оправдание — у меня-то какие коллажи, раз это шрифтовое семейство, нужны ну хотя бы панграммы, и сделал набор первых после шести опубликованных букв.
На момент Е (у меня по жизни тяжело с округлыми формами, вот и здесь она и пара других на ней основанных получилась не так уж удачно на фоне остальных), конкретно 24 августа, я не планировал делать знаки препинания, поэтому буквы Б тут нет — ну и она и так слишком уж на В похожа, можно и пожертвовать. Делал бы сейчас, написал бы «Ба, где Ева?»




Ё была сделана в двух цветовых вариантах (а вот не буду альтернативный в честь Ё-Феста показывать, смотрите сами в Телеграме).



После Й 28 августа Владислав Самохин (save the name!) предложил собрать слово ЖИЗА из опубликованных букв. И чем я хуже? Цвет в честь песни группы «Созвездие Отрезок»:
Раскричались соловьи, грусти вестники
Распрощались навеки мы у лесенки
Фото мне дала, отведя глаза
Чёрно-белое, как моя жиза



К — 12-я буква, так что пришла пора новой панграммы — опять без обделённой вниманием буквы Б




Только на букве Н Телеграм внял моим тщательным мольбам и разрешил получать публичный охват от праведных трудов. Воздух наполнился ликованием, а руки — вдохновением.



Долго искал форму О и, как мне кажется, нашёл неплохую. Кроме разве что у Севы — но у меня буквы во всех подборках равной ширины, так что пришлось подстраиваться.
После буквы Р была сделана третья уже панграмма. Даже целый полушуточный диалог! Со знаками!! Препинания!!! Персонажи нарисованы уже знакомой векторной кистью Фигмы.









Ф изначально собиралась выглядеть гораздо хуже, но в последний момент я всё-таки опомнился. Примерно в тот же момент я превратил имеющиеся буквы в компоненты Фигмы и, само собой, отрисовал новую панграмму! Слегка обновил в ней ранее созданные знаки препинания.






После Ч собрал сине-розовые надписи БКВЧ. Можете сходить в Телеграм-канал и полюбоваться ими там (это такая нативная реклама, поразительно!)



Под конец начался пятидневный парад почти одинаковых букв — мало того, что Ш и Щ, так после них ещё и Ы с двумя знаками. И я почему-то решил, что где три, там четыре, и после знаков отрисовал ещё и Ѣ (Ять, то бишь) — кто бы мог подумать, что у верхней перекладины есть засечки!
Ну и новая панграмма, само собой, после тридцати-то букв (даже тридцати одной). Почти настоящая, пришлось только пару слов переделать.







Последний рывок на три буквы! Пришлось повозиться с каждой, особенно с Я — и так неплохо вышло, что теперь буква, например, К смотрится, мягко говоря, не выигрышно.
И наконец-то настоящие, не мной придуманные панграммы! В каждой по 33 буквы, все разные. Ѣ, конечно, мимо кассы, но просто так его добавлять неохота.



А, ещё кое-что. Я в районе буквы Щ подумал, что в названиях шрифтов легко запутаться, где какой. И придумал новые, в которых запутаться еще проще! Если у вас есть идея получше, рад принять в дар.
Так вот. Теперь они называются в честь славянских князей с редкими именами — Вячко, Судислав и Володарь слева направо. А что за князья такие, спросит выдуманный мною читатель? А мне несложно, я перескажу справку из Википедии.
Вячко
Князь Кукейносский на территории современной Латвии, позднее — Юрьевский на территории современного города Тарту в Эстонии. Без отчества, так как историки сомневаются в его происхождении — не то сын князя Полоцкого, не то родственник князя Смоленского. На самом деле Вячеслав, но в летописях записан именно под такой краткой формой имени. Жил в 13-м веке
Судислав Владимирович
Князь Псковский, младший (хотя может, и старший, историки не уверены) брат Ярослава Мудрого, первый из Рюриковичей, принявший монашество. Жил в 11-м веке
Володарь Глебович
В разное время князь Минский, Городцовский и Полоцкий с землями на территории современной Беларуси. К сожалению, особо про него сказать больше нечего. Жил в 12-м веке
Раз все буквы готовы (и даже одна лишняя) и названия какие-то есть, грех не показать всё вместе. Опять-таки, все так делают, чем я хуже?

По процессу и результатам всё, остались разве что вероятные примеры применения, которые я успел выдумать за пару дней работы.
Примеры использования
Только в процессе создания кейса до меня дошло, что Вячко не только выглядит футуристично, но может ещё и в почти настоящую вязь собраться. Судислав отдаёт модерном начала 20-го века, а Володарь добавляет к нему щепотку этники, даже скорее эзотерики в духе нью-эйдж.



1) Spectral (Production Type) и Судислав. Иллюстрация М. Пришвина
2) Вячко. Иллюстрация сгенерирована через Яндекс.Алису
3) Вячко и Судислав. Фото — студия Pixies
4) Володарь и Inter (Rasmus Andersson)
5) Судислав, Володарь и PT Sans Narrow (ParaType). Иллюстрация к фильму «В сердце моря» 2015 года, автор неизвестен


Ну и как положено в конце любого кейса...
