Редизайн ритуалов в Солонихе

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №1 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №2 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №3 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №4 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №5 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №6 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №7 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №8 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №9 — 3D на Dprofile

Я начала свое исследование с этнографии региона. Превые книги позволили мне составить цельную картину о людях, живущих там -  А.Е. Бурцев "Народный быт ведикого Севера", A.Gakstgauzen "Исследования народной жизни России", Н.Ф. Сумцов "Народный быт и обряды". Но самой интересной и сложной для мне оказалась книга 1880 года издания "Русский народ", собранная М. Забылиным. Книга написана на сталославянском языке и представляет собой исследования и изучения различных ритуалов, обрядов, культурных кодов, которые сформировались на Руси. Хотя русский язык и является для меня родным, мне было довольно сложно читать этот текст, потому что в нем есть даже другие буквы, которых в нашем алфавите больше нет. И я осознала, что я не читаю по буквам эту книгу, я сканирую картинку, как слово выглядит. Чтобы понять автора мне не нужно читать его по буквам, мне надо представлять слово. 

Материал из этой книги и мои инсайты по поводу техники ее чтения навели меня на мысль, что алфавит, буквы, звучания слов играют большую роль в том, как мы воспринимаем пространство. И я начала документирование территории деревни и курорта Солонихи не через картографический анализ, а через буквенный, словарный анализ. 

Я провела интервью с жителями и посетителями курорта Солониха. Беседуя с людьми разных возрастов и профессий, я стремилась понять, какие практики и ритуалы имеют наибольшее значение в повседневной жизни поселения. Было проведено около 20 подробных интервью, каждое из которых помогло глубже осмыслить, как местные жители воспринимают воду, природу, телесное восстановление и какие традиционные и современные ритуалы актуальны для них сегодня.

На основе собранных данных начал зарождаться «Алфавит ритуалов» – коллекция ритуалов, которая переложена на современный русский алфавит. Это 33 карточки, каждая из которых представляет собой задокументированный ритуал, жест или практику, присущую Солонихе.

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №10 — 3D на Dprofile

Формат карточек для представления алфавита был выбран сознательно, так как он позволял не только наглядно представить каждый ритуал, но и предложить жителям и гостям курорта удобный инструмент для ежедневного взаимодействия с этими практиками. Каждая карточка включает краткое описание ритуала и символическое изображение.

Все изображения были созданы с помощью midjourney, потому что мне не хотелось брать конкретное изображение, фотографию или иллюстрацию, я хотела создать собственный стиль карточек под атмосферу этого места. Такой подход позволит алфавиту в будущем стать не просто аналитическим инструментом, но самостоятельным продуктом, который можно использовать внутри курорта для укрепления связи людей с местом, культурой и друг другом.

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №11 — 3D на Dprofile

Для дальнейшей работы с ритуалами я проанализировала каждый из ритуалов на наличие атрибутов, сопровождающих его (таких как место, в котором оно проводится, физические объекты, которые его сопровождают, количество людей, которые участвуют и тд). Стало понятно, что некоторые ритуалы исчезают, потому что вещи, задействованные в них устаревают, некоторым не хватает места, потому что физически территория изменилась, некоторые не воспроизводятся в той же мере, потому что им не хватает нового сценария, новой базы, формы и смысла, в которых они могут существовать. 

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №12 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №13 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №14 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №15 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №16 — 3D на Dprofile

Методика рефрейминга будущего позволяет работать с проектированием не просто как с улучшением существующего состояния, а как с формированием нового взгляда на возможное развитие ситуации. Она основана на сценарном мышлении, которое предполагает создание и рассмотрение различных вариантов будущего, основанных на локальных и глобальных трендах. (отдельный проект посвященный этой методике есть в моем профиле)

Сначала я выделила ключевые тенденции, которые могут повлиять на развитие Солонихи в ближайшие годы: запрос на экологичность и устойчивость, потребность в цифровом детоксе, рост удалённой работы, интерес к локальным традициям и ремёслам, а также поиск более глубокого и осмысленного взаимодействия с природой. Помимо позитивных сценариев, я рассмотрела и негативные варианты, такие как урбанизация, отток молодёжи, старение населения и коммерциализация территории.

Далее, опираясь на методику сценарного анализа и на результаты интервью с населением я выделила 4 направления:

1) Уровень технологий (либо курорт становится умным и туда проводят высокоскоростной интернет, либо он становится точкой путешествия во времени назад с точки зрения технологий

2) Уровень быстроты (Либо курорт живет активной жизнью, либо спокойствие и умиротворение являются приоритетом на этой территории)

3) Взаимодействия с миром вокруг (Либо курорт становится открытой социально-культурной территорией или же приезжая туда ты попадаешь в элитное закрытое сообщество)

4) Взаимодействие людей внутри курорта (Либо курорт фокусируется на персонализации, либо он фокусируется на сообществе, на групповых практиках)


После анализа сформировалась сетка, на которой было 9 квадрантов, каждый из которых представлял возможный вариант будущего. 

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №17 — 3D на Dprofile

1) Первый квадрант предполагает открытую социально-культурную структуру и ставит в приоритет спокойствие и восстановление на территории. Я предположила в этом квадратне концепцию 0G resort and digital detox.
2) Второй квадрант фокусируется на возрождении и адаптации традиционной архитектуры и обрядов.
3) Третий предполагает фокус на местном ремесле, так как ставит в приоритет закрытое сообщество и низкое развитие технологий
4) Четвертый кластер предполагает развитие medium-stay формата пребывания на курорте (около 1 месяца) и привлечение туда креаторов и людей творческих профессий на ретрит-вдохновение
5) Пятый квадрант фокусируется на создании eco-craft кластера и привлеченим малого бизнеса.
6) Шестой квадрант по сути это как территория развивается сейчас. Они формируют закрытое сообщество с персонализированным взглядом. Но такой формат не работает, о чем сгнализируют видимые проблемы на территории.
7) Седьмой квадрант предполагает привлечение stratup команды извне на постоянное пребывание. То есть люди, которые готовы приезжать, становиться новыми местными жителями и строить свой онлайн или офлайн бизнес в регионе.
8) Восьмой квадрант включает в себя smart resort и активное участие, что напоминает историю обращения региона с мусором. Когда технологии приходят в регион чтобы привозить туда и перерабатывать мусор. Но местные жители уже один раз отстояли регион от создания полигона, поэтому такой вариант развития маловероятен.
9) Девятый квадрант предлагает вариант очень красивого и удобного, современного, со всеми технологиями курорта для отдыха. Куда люди приезжают за тем, чтобы персонализированный подход и технологии решали за них все.

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №18 — 3D на Dprofile

После создания этих сценариев я проанализировала, какие из них более вероятны для Cолонихи:

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №19 — 3D на Dprofile

Из картинки видно, что будущее Солонихи - это новые люди, которые приезжают не за тем, чтобы сделать красивые фотки в инстаграм и уехать, а это те, кто хочет погрузиться, кто хочет наполниться, кто хочет почувствовать. Люди приезжают не на выходные, не на неделю, а как в детстве - на 3-4 недели в лагерь, на medium-stay. Через возрождение некоторых практик и обрядов они могут моментально почуствовать себя местными в этой деревне. Солониха стремится привлекать креативных людей, которые готовы совершать обмен, которые похожи на создателя курорта - Александра Борисова. Они горят своим делом и пребывание в таком месте поможет им наполниться, вдохновит на новые дела, создаст сеть контактов, поможет найти путь к себе через единение с внешним, через природу и людей. Ведь иногда чтобы услышать тон не нужно играть конкретную ноту, а нужно услышать тональность, которая окружает его. 

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №20 — 3D на Dprofile

Территориальная справка:
В центре Солонихи находится Чаша — глубокий родниковый водоём диаметром 12 метров и глубиной около 4 метров. Вода в ней, несмотря на самые суровые морозы, сохраняет температуру +4…+5 °C круглый год. Сюда приезжают, чтобы закаляться, окунаться, обливаться после бани. Из Чаши берут грязи для лечебных процедур, а сама вода используется в термальных ваннах. Это — холодная вода для тела. Она не предназначена для питья, но она собирает вокруг себя ритуалы очищения, преодоления и возрождения.
Однако рядом с этим мощным центром есть и другая точка — менее заметная, но не менее значимую. Это минеральный источник питьевой воды. Он имеет другую минерализацию, температуру и назначение. Эту воду можно и нужно пить. Она тёплая, насыщенная, сбалансированная. Она не требует героизма — она требует внимания. И именно на ней я решила сфокусировать новый ритуал.
Если Чаша — это вызов телу, то питьевая вода — это приглашение к диалогу. Питье этой минеральной воды и есть часть ежедневных ритуалов. По назначению врача ее пьют 3 раза в день до еды. Сейчас этот ритуал не выделяется, люди приходят, набирают воду в пластиковую бутылку и пьют ее дома. Вода теряет свои качества в пластике, а люди не имеют возможности прикоснуться к могучей экосистеме воды.

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №21 — 3D на Dprofile

По результатам всего вышеописанного анализа я провела рефрейминг ритуала питья минеральной воды в Солонихе:

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №22 — 3D на Dprofile

Исследование исторических пластов отношения к источнику позволит понять, как формировалась символическая сила воды и почему именно вокруг неё выстраиваются ритуалы внимания, очищения и соединения.

Языческая традиция: вода как живая стихия
В дохристианской культуре вода воспринималась как оплодотворяющая и очищающая сила. Родники были местами силы, куда приходили «смывать» болезни, просить плодородия, совершать гадания. Питьё воды становилось частью обрядов исцеления и предсказания будущего.
Православие: святой родник как купель
В христианство многие источники стали святыми, возле них строились часовни и кресты. Появляется ритуал троекратного омовения «во имя Отца, Сына и Святого Духа», молитва при наборе воды. Родник превращается в объект паломничества — воду берут «на год вперёд», как оберег и исцеление.
XVIII–XIX века: «поехать на воды»
С развитием курортов в Российской империи родники становятся частью моды и медицины. Появляется выражение «поехать на воды» — это значит одновременно поправить здоровье и «показаться» в светском обществе. Питьё воды входит в ежедневный режим, но приобретает ритуальный оттенок: строго по часам, при свидетелях, в особых бюветах.
Советская эпоха: бювет как инструмент профилактики
В советское время вода становится частью государственной физиотерапии. Курорт — это уже не привилегия, а элемент трудового отдыха. Минеральная вода подаётся по расписанию, выдаётся по санаторной книжке. Питьё воды строго регламентировано, но сохраняет почти обрядовую форму: подход, чашка, глоток, пауза, тишина. Курорт солониха функционирует все еще по этим правилам, сохраняя идею трудового отдыха для служащих. 
Современный wellness и digital detox
Сегодня происходит новая волна интереса к воде как к медитативному, телесному и эстетическому опыту. Ретриты, спа на природе, утренние практики с питьевой водой — это ответ миллениалов и зумеров на цифровую перегрузку. Возникает потребность в «простом» ритуале — в молчаливом действии, которое возвращает связь с телом и местом.

Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №23 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №24 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №25 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №26 — 3D на Dprofile
Редизайн ритуалов в Солонихе — Изображение №27 — 3D на Dprofile

Оценить

Добавить в коллекции...

От автора