Кыстыбый — национальное башкирское/татарское блюдо из лепёшки,
приготовленной на сухой сковороде, с нежным картофельным пюре и зеленью.
Но помимо традиционной начинки, «Айбат Халляр» разработали более 10 видов
новых начинок, которые удивят даже самых взыскательных гурманов.
Проект открылся в центре Уфы, поэтому конкурентами стали все локальные
и международные сети фастфуда и уличной еды, представленные в городе.
Все, кто предлагает быструю и вкусную закуску.
Преимуществом «Айбат Халляр» стало то, что компания предлагает
уникальный продукт. Национальный, но переосмысленный
и адаптированный к современным вкусам.
Главная ценность, которую нужно было передать через айдентику:
Башкирская национальная кухня может быть не только вкусной
и доступной, но и модной, современной, интересной.
Клиент уже пробовал разработать айдентику с другими дизайнерами.
Из всего выполненного ему понравился только логотип. С ним он и пришёл ко мне.
Время открытия приближалось. Сроки были сжатыми, а бюджет — ограниченным.
Но я хотел поучаствовать в проекте и помочь «Айбат Халляр».
Мы определили минимальный объём работ — разработка общего стиля,
упаковка для кыстыбый и стакан. Клиент хотел видеть уникальный стиль
в мелочах и деталях, лаконичный и минималистичный.
Нужно придумать что-то достаточно быстро.
Но это должно выглядеть эффектно и передавать смыслы.
Графический стиль, заданный логотипом, предполагал ручные иллюстрации и узоры.
Но мы не имели времени на их создание. А использование готовых клипартов
негативно сказалось бы на узнаваемости, уникальности и информативности.
Крупные сети используют более унифицированные элементы айдентики.
Их легко использовать в верстке и декоре, масштабировать, печатать.
При этом они быстро считываются и запоминаются. На упаковке только цвета,
узоры и логотип, которые без слов говорят, где куплено это чудо,
которое человек так аппетитно ест.
Мы хотели добавить в визуальный образ этническую составляющую.
Но если просто использовать народный орнамент, стиль станет
слишком похожим на многие другие бренды в Башкортостане.
Я вспомнил башкирские ковры, которые я видел в деревне. Их узоры были
яркими, запоминающимися и при этом минималистичными. Пластика узоров
напоминает пиксели. Чтобы сделать узор более интересным я решил
имитировать глитч эффекты. Я искал более интересные варианты глитча
и вспомнил про работы азербайджанского художника Фаига Ахмеда.
Промежуточный результат с концепцией понравилась заказчику.
Стиль выглядит современно, необычно и содержит этническую составляющую.
Он передаёт национальный колорит, не похож на маленькие кафе, и при этом
отличается от крупных сетей. Идея легко масштабируется на арт-объекты
и сувениры, что даёт виральный потенциал для социальных сетей.
Стилизованный башкирский орнамент стал основой стиля и главным
идентификационным элементом наравне с логотипом. Он выполнен
в технике пиксель-арта, что отсылает к тканым коврам и позволяет
легко создавать глитч-эффекты. Благодаря базовой форме
и цветовой комбинации он остаётся узнаваемым.
Узор составлен из элементов башкирского орнамента.
В центре композиции — ромбовидный солнечный знак, олицетворяющий
жизнь, благословение и солнце. По углам ромб обрамлён элементом
«Кускар» — символом плодородия и знаком трав. Над «Кускаром»
расположены сердцевидные элементы, обозначающие гостеприимство.
А в середине ромба — стилизованное изображение кыстыбый,
напоминающее о продукте.
После того как мы завершили минимальный объём работ,
мы с заказчиком не смогли остановиться. Нам было интересно
масштабировать стиль. В том числе на интерьер до экстерьер.
Получился простой, но уникальный стиль с этнической ноткой,
непохожий на другие компании Башкортостана. Современный,
запоминающийся и выделяющийся на фоне типичного фастфуда.
Проект вызвал органичный виральный эффект:
При отсутствии рекламных вложений, поток клиентов
(включая туристов из других регионов) не прекращался
с открытия до закрытия.
«Айбат Халляр» мгновенно стал must-visit местом на карте Уфы. Сюда заходят звёзды,
певцы и актёры, приезжающие в город. Любая travel-программа на федеральных каналах
или сюжет о Башкирии теперь обязательно включает кадры из «Айбат Халляр»!
За два года проект успел открыть новые точки и собрать коллекцию наград,
заслужив звание лучшего стритфуда Большого Урала. Также ребята представляли
Россию на международных выставках.
У Айбат халляр дела хорошо!