Палочный шрифт как меньшее из зол
(и как отличный способ начать изучать шрифты)
Этому типу шрифта уже больше ста лет, он был популярен в 20-е годы прошлого века, после революции. Тогда потребность в шрифтовых плакатах была высока, а их изготовлением занималось большое число людей, не имеющих соответствующей подготовки. Владимир Кричевский написал прекрасную книжку по теме, мне посчастливилось поймать ее на авито незадолго до старта челленджа, в ней он приводит следующую цитату Б. Эмме (автора одного из шрифтовых пособий тех времен):
«...каждая из букв алфавита не может механически быть вписана в площадь одинаковых квадратов. Точно так же и расстояния между буквами не могут быть одинаковы, что зависит от структуры двух рядом стоящих букв. (...) Встречаясь на практике с рядом шрифтовых плакатов, исполненных как попало и безо всякого знания шрифта, настолько неумелых, что иногда их даже трудно бывает прочитать, мы всё-таки предлагаем вниманию читателей наши шрифты, которые, хотя и страдают определёнными дефектами, но в значительной степени меньшими, чем приходится это наблюдать в массе самодельных плакатов и надписей».



«Универсальный шрифт из обрезков бумаги»
Так называется книжка 1933 года А.Ф. Арзамасовой, где автор призывает рационально использовать бумажные отходы «в эпоху бурно растущей обественности». Как пишет Владимир Кричевский, в той книжке рачительность автора зашла еще дальше:
«Отходы от вырезанных букв могут идти на украшения и виньетки к тексту».
Как жадный хомяк я пришла в А Б С О Л Ю Т Н Ы Й восторг от такого подхода. После этих строк я поняла, что мне жизненно необходимо попробовать сделать такие буквы из бумаги. А день спустя я увидела анонс буквального челленджа и сомнений не осталось вовсе.




Процесс
Какие-то буквы легко давались с первого раза, а над какими-то я думала часами, а решение приходило только на следующий день.
Отдельным неочевидным изобретением стали загибончики. Буковку «В» ↑ оказалось не так просто исполнить в рамках палочной концепции: если все сделать с углами, то получается восьмерка. Я начала смотреть примеры из прошлого, чтобы понять, как с этой задачей справлялись до меня. Я увидела гораздо больше решений, чем ожидала, однако все они показались мне не слишком удобными для склеивания из бумаги.
И тут я поняла, что я могу не только резать и склеивать под нужным углом, я могу делать загибончики✨ Материал сам подсказал подходящее решение.
Буковку «Ё» для спецноминации я решила собрать из изоленты, специально нашла два разных оттенка синего и вручную уменьшила ширину на 5мм, изолента дает забавный объем и я решила спустить точечки на клеточку ниже, чтобы это было виднее. Затем сделала и «Ё» в классическом исполнении.
Самой сложной оказалась буковка «Д» — с ней больше всего вариантов ↓ В общем алфавите она смотрелась то слишком узкой, то задевала соседние буквы, занимая межбуквенные пробелы.




Использование разных средств — большое преимущество
Очень непростой оказалась и буква «К», но с ней, как и с «М», я наловчилась работать через склеенные под прямым углом полосочки, выровненные по узлам модульной сетки. Из всех решений, это — самое долгозреющее, до него додумалась только после оцифровки всех букв в вектор. Оказалось, что для бумаги оно тоже самое понятное и оптимальное, хоть и не самое очевидное.




























«Главное правило буквального челленджа:
делать с кайфом»
Вся эта модульная тема это одно сплошное удовольствие:
🩵ширина штриха обычного текстового выделителя идеально совпадает с шириной клеточки стандартной тетради (удобно набрасывать предварительные варианты)
🩵в хороших тетрадях клеточки с обеих сторон страницы расположены одинаково (что позволяет видеть ту же четкую сетку на просвет и сохранять рисунок при сгибе полосочек, когда видны обе стороны)
🩵клеточки тетрадей легко стыкуются между собой (особое наслаждение — миллиметровка✨)
🩵сетка мата для резки очень удобна для раскладывания и склейки полосочек бумаги (но можно обойтись и без коврика — секретики чуть ниже будут).

Практическое применение
Приняв решение участвовать в челленже, я начала думать, как бы практически применить всю эту работу. Почти сразу пришла идея использовать такие буковки в новом сезоне проекта IMAKE.
Инженерный марафон IMAKE — это проект, состоящий из научно-образовательных мероприятий, целью которого является создание системы вовлечения детей в процесс исследования и изобретательства, стимулирования их интереса, мотивации и развития в этом направлении.

Я подумала, что по этим образцам буковок любой ребенок сможет легко их повторить и использовать в своих целях. Для этого даже не требуется мат для резки, вполне хватает ножниц, мультифоры и клечатого листочка ↓
Удобно рисовать поле 7×7, а внутри него выделять 5×5 область. Совсем хорошо, если листочек отличного от буковок цвета, тогда их лучше видно.

На базе созданного алфавита, добавив недостающие символы, получилось собрать коллекцию эмодзи, теперь они используются для оформления постов в телеграм-канале проекта 🩵

Концепция отлично подошла для оформления постов и обложек. Эксперименты с клеточками и тенюшками пригодились ↓

В завершение показываю некоторые макетики печатных материалов, которые будут использоваться на мероприятиях проекта в наступающем сезоне: бабл, одна из нашивок-ачивок и карточки для мотивации двигаться дальше 🩵


Надеюсь, вам было так же, как и мне, увлекательно познакомиться с палочным шрифтом✨
Буду благодарна за оценку 🩵
Мой телеграм канал