Айдентика через вещи: от концепта
до упаковки НИИМЭ

Айдентика через вещи: от концепта
до упаковки НИИМЭ

Меня часто спрашивают: «Саш, ты же цифровой дизайнер, при чём тут мерч?». А я уверен: дизайн — это решение задач, неважно, на экране или на ткани. Всё началось с фразы: «Нам к юбилею нужны футболки с логотипом». Но я не верю в «просто футболки».
P.S. Хотя меня об этом никто и не спрашивал, и да, напомню:
начинал то я с графики. Вот вам и возврат к истокам

Выясняем реальную задачу
Мы собрались с командой НИИМЭ и начали задавать вопросы: «Кто будет это носить? Инженеры? Менеджеры? А почему они должны надеть это добровольно в выходной? Что вы как бизнес хотите этим получить? Узнаваемость? Лояльность? Привлечение талантов?»
Оказалось, что цели были все вместе. Передо мной стояла не задача нарисовать принты, а настоящий вызов: технологический гигант с 60-летней историей столкнулся с тем, что молодые специалисты не чувствуют связи с брендом, а текущие сотрудники не всегда видят себя частью большого целого. Мерч пылился на полках, а для рынка компания выглядела скорее «серым заводом», чем инновационным хабом. Мне предстояло создать не коллекцию вещей, а систему коммуникации, которая будет говорить с разными аудиториями на их языке.
Всё началось с исследования, а точнее — с корпоративной email-рассылки с подготовленной анкетой. Это послужило базой для начала работы над кейсом и формирования запросов потребителей.

Три философии вместо одной коллекции
Проанализировав основную боль сотрудников — шаблонность предыдущих решений, — мы углубились в данные. Это показало, что универсального подхода быть не может: запросы у всех были разные. Создавать более 20 вариантов мы не могли, и от концепции единой коллекции (условно «просто логотип») пришлось отказаться. Одна философия на всех не сработала бы.
Моим решением стало создание трёх независимых капсул. Каждая из них, основанная на сегментации аудитории по полученным данным, была предназначена для конкретной группы и имела уникальный характер и цель.

Капсула 1: «НИИМЭ 1964» — Дань истории
Для ветеранов компании и ценителей её истории я создал принт «НИИМЭ 1964». Погрузился в архивы, изучал старые чертежи и платы — они послужили мне своего рода мудбордом и вдохновили на техно-типографику и индустриальную эстетику как дань уважения истокам.

Я сознательно отказался от фирменного шрифта Prosto One, поскольку он не отражал сути и истории бренда. Вместо него мне потребовался жирный рубленый гротеск, который демонстрировал бы стабильность и надежность компании. Снизу я добавил абрис в виде кинетической типографики, символизирующий рост предприятия: мы начинали с малого, но за 60 лет утвердились на рынке. Ну и, конечно, не обошлось без указания года — 1964, который наступил спустя год после основания Зеленограда, когда и был построен первый завод по производству микроэлектроники.


Капсула 2: «Лайфстайл» — Яркость и современность
Для молодых сотрудников и промо-активностей родилась яркая и смелая лайфстайл-коллекция. В ней я убрал всю сложность, оставив только самые узнаваемые элементы бренда (паттерн, который разработал я сам, но об этом в следущем проекте "Брендбук НИИМЭ") в современной обработке. Её цель — чтобы человек мог легко выглядеть стильно.

Здесь не было никакой сложной разработки и переделок — главное правило заключалось в том, что паттерн должен органично вписываться и быть уместным. Выбор стоял лишь в определении продуктов для нанесения: какие взять, что подойдет лучше всего и чем люди пользуются чаще всего.

Капсула 3: «ЭМИИН» — Ценность сотрудника
Самая личная для меня капсула — «ЭМИИН» (прочитайте «НИИМЭ» наоборот) — родилась из утреннего ритуала: взгляда в зеркало перед работой. Её философия: «Лучшее, что у нас есть — в отражение». Мы сместили акцент с корпоративной машины на личность. Не человек для компании, а компания для человека. Сначала ты, а потом уже НИИМЭ. Этот ход был направлен на укрепление внутренней лояльности и самоидентификации сотрудников.

Для визуала я снова отказался от фирменного шрифта в пользу универсального рубленого гротеска, который отлично подходит для вышивки и тиснения, и разработал три альтернативных варианта.
Работа арт-директора: от архива до производства
Многие думают, что графический дизайнер — это тот, кто просто рисует картинки в Illustrator или CorelDRAW. Но для меня этот проект стал работой арт-директора.
После погружения в ценности компании и общения с сотрудниками я разработал философию для каждой коллекции и только потом взялся за макеты — всем и всегда нужна легенда, основание для выбора. Затем я передал концепции младшим дизайнерам для адаптации макетов под разные носители: мы размещали их на мокапах и собирали в лукбук для согласования с руководством и финального отбора позиций для каждой капсулы.
После утверждения у нас было готовое решение для всех трёх коллекций. Дальше следовал этап выбора поставщика, технической адаптации макетов под производство и их масштабирования.

Я готовил макеты не просто как картинки, а как технические задания для производства, скрупулёзно расписывая цвета в системе Pantone, тип краски (да, выбор очевидно пал на DTF и вышивку) и расположение каждого элемента. Мы лично с проект-менеджером проверяли пробные отпечатки и качество тканей (Бенч, вы такие молодцы), потому что можно создать гениальный дизайн, но испортить его плохой печатью на дешёвом материале.

Главный результат — реакция людей
Самым крутым результатом для меня стала не готовая продукция, а реакция людей. Мы увидели настоящий хайп внутри компании. Сотрудники расхватывали мерч, фотографировались в нём и выкладывали в соцсети. Он превратился из сувенира в часть HR-бренда — его начали дарить лучшим кандидатам (также продавать внутри компании, но об этом в следующем проекте) на собеседованиях и использовать на выставках.
Мы получили не просто вещи, а готовую систему, которую можно развивать и масштабировать на годы вперёд. Катя, извини, если что, не то фото подобрал 😅









Итог: дизайн решает бизнес-задачи
Этот проект — идеальный пример моего подхода. Я не жду ТЗ, я выявляю корень проблемы. Думаю не в пикселях, а в метриках и человеческих эмоциях. Веду проект от первой идеи до физического воплощения, потому что только так можно гарантировать результат, который будет работать.
Отдельная благодарность НИИМЭ за смелость и доверие. Без готовности команды делать по-новому такие проекты невозможны.
P.S. Учту на будущее: сохранение живых фото сделало бы кейс нагляднее.

Роли в проекте: Арт-дирекшн, концепция, графический дизайн, надзор.
Инструменты: Погружение в проблему, Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDraw переговоры с производством, контроль качества.

АК
Анастасия Купцова